Какими будут боевые корабли через 50 лет

Какими будут боевые корабли через 50 лет

Эволюция без революций

Развитие военно-морских сил ведущих мировых держав сейчас, в целом, несложно спрогнозировать. Революция пока не намечается. Но это впечатление может быть обманчивым. Достаточно посмотреть вглубь истории и увидеть, как часто представление об «идеальном» флоте кардинально менялось.

Вспомнить хотя бы Вторую мировую, когда теория и практика применения флота претерпели невероятные метаморфозы. Конечно, о потенциале авианосцев знали и ранее, однако только WW II дала четкие ответы на то, кто хозяин моря, и гигантские линкоры, такие как японский «Ямато», ушли в небытие. Ставка на атомные подлодки в годы холодной войны также себя не полностью оправдала. Вернее сказать, что в очередной раз показала, что сами по себе субмарины не смогут заменить крупный надводный флот, хотя и останутся одним из важнейших элементов ядерной триады еще, как минимум, полвека.

Основой же тактического потенциала есть и будут упомянутые выше авианесущие корабли, облик которых, в целом, хорошо известен. Рассмотрим вопрос более детально. Будущее флота США теперь неразрывно связано с новыми авианосцами типа «Джеральд Р. Форд», которых хотят построить десять единиц и которые сменят авианосцы типа «Нимиц». Скорее всего, даже в середине века корабли типа «Джеральд Р. Форд» будут главной силой Америки на океанских рубежах.

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Авианосец типа «Джеральд Р. Форд»

Авианосцы этого типа стали развитием кораблей типа «Нимиц»: каких-то супер революционных идей в его конструкции нет. Нужно, впрочем, отметить выбор электромагнитной катапульты EMALS для запуска самолетов и новейший аэрофинишер AAG. Напомним, что на «Нимице» применена паровая катапульта, которая себя тоже, в целом, неплохо проявила.

Что же касается EMALS, то если говорить кратко, она позволяет разгонять боевые самолеты плавней, избегая тем самым слишком сильных нагрузок на их конструкцию. Это важно. Дело в том, что ВМС США активно вводят в строй новейшие истребители пятого поколения F-35C, которые, хоть и отличаются относительной простотой в пилотировании, но имеют очень высокую как для истребителя массу. Максимальная взлетная масса палубного F-35, напомним, превышает 30 тонн. У истребителя F/A-18C/D, который он должен сменить, данный показатель почти на треть меньше. 

Развитие стелс-технологий неизменно скажется на облике военно-морских сил. В принципе, оно уже дает о себе знать: F-35 относят к числу наименее заметных самолетов в мире, а по мнению некоторых специалистов, они могут даже превосходить по уровню радиолокационной (однако, очевидно, не инфракрасной из-за конструкции сопел) малозаметности F-22. Постепенно такие машины будут вытеснять истребители четвертого поколения, определяя ударный потенциал флотов великих мировых держав. Не только Америки. 

Какими будут боевые корабли через 50 лет

Малозаметными постепенно становятся не только палубные самолеты, но и сами носители. По крайней мере, ранее было завялено, что «Джеральд Р. Форд» тоже видят «малозаметным». По крайней мере, настолько, насколько это возможно для столь крупного корабля.

Самой же лучшей демонстрацией стелс-технологий на море нужно считать новейший американский эсминец «Замволт», утюгообразная форма которого позволяет уменьшить его эффективную площадь рассеяния (мера, определяющая радиолокационную заметность объекта), в 50 раз в сравнении с другими крупными боевыми кораблями больших размеров. 

Но не все так просто и здесь «обожглись» уже сами американцы, так что эсминец будущего стал на каком-то этапе эсминцем прошлого. Все дело в цене: сейчас стоимость одного «Замволта» составляет примерно 4 млрд. долларов. Это гигантская сумма даже для США. Для сравнения, стоимость эсминца «Арли Бёрк» составляет примерно 1,5 млрд. долларов, а тактический ударный потенциал у этих кораблей сопоставим. В конечном счете, флот США заказал не 32 «Замволта», а всего лишь три, что, в свою очередь, привело к еще большему удорожанию эсминца. Такой вот замкнутый круг.

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Эсминец «Замволт»

Эсминцы «Замволт» могли бы стать прообразом корабля будущего еще по одной причине. Ранее руководство ВМС США испытывало и хотело принять на вооружение так называемый рельсотрон, который видели в качестве штатного артиллерийского орудия «Замволта».

Напомним, что рельсотрон — это устройство, состоящее из двух параллельных электродов (рельсов), которые подключены к источнику мощного постоянного тока. Условный «снаряд» находится между рельсами и в нужный момент может выстреливать, разгоняясь из-за силы Ампера, действующей на замкнутый проводник с током в его собственном магнитном поле. Сила Ампера влияет на рельсы, приводя их к взаимному отталкиванию. 

Такая нехитрая схема в теории позволяет стрелять на расстояние на 400 км, что недостижимо обычным корабельным орудиям, у которых дальность ведения огня зачастую ограничена примерно сотней километров. Кстати, в 2011 году ВМС США испытали перспективную пушку AGS с управляемыми снарядами с GPS-наведением: она поразила цели на дальности 81 км. Однако потом и от этих снарядов отказались, так как цена одного составила примерно миллион долларов.

Так что же стало причиной отказа от рельсотрона? Главной, опять же, можно назвать цену. Испытания, доработки, обслуживание — все это стоило огромных денег, которые сейчас никто не возьмется подсчитать. При этом дальность ведения огня у рельсотрона все равно меньше, чем дальность пуска крылатой ракеты, которая может превышать 2500 км (хотя и цена крылатой ракеты нередко выше миллиона долларов США).

Интересно, что неудача американцев не испугала Китай. Еще в марте прошлого года стала известно, что Поднебесная, вероятно, первой в мире испытала рельсотрон, установленный на палубе судна. Оружие смонтировали на десантном корабле «Хайяншань», относящемуся к типу Type 072-III. Что будет дальше — сказать сложно. Дело в том, что Китай — очень закрытая страна, если говорить о военных технологиях. И очень многие «достижения» китайского ВПК нередко оказываются обычным пропагандистским ходом (что, впрочем, не должно давать оснований недооценивать Китай).

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Рельсотрон, установленный на палубе десантного корабля «Хайяншань»

Вкратце мы рассмотрели текущие реалии военно-морских сил, которые, очевидно, будут актуальны и через полвека. Далее мы коснемся вопроса создания принципиально новых, революционных конструкций кораблей, которые могут прийти на смену современным авианосцами, эсминцам и фрегатам.

Революционные концепты боевых кораблей

Подобные новинки, такие, как электромагнитная катапульта или рельсотрон, в том или ином виде могут быть применены на любом крупном корабле из числа тех, которые в строю. Но как быть с принципиально новыми разработками? Они тоже имеются.

Необычнее всего то, что самые оригинальные концепты надводных кораблей представили не американцы и даже не китайцы, а европейские разработчики. Ранее британская оборонная компания BAE Systems представила свое видение авианосца будущего, вернее — «дрононосца». Основу авиационной группы UXV Combatant должны составлять боевые БПЛА. Логика разработчиков проста: если убрать человека из самолета, то его размеры можно будет уменьшить. А если размеры палубников будут меньше, то нет нужды создавать огромный плавающий «плацдарм».

По имеющимся данным, UXV Combatant должен иметь длину примерно 150 метров, что более чем в два раза меньше длины крупнейших современных авианосцев. Перспективный корабль BAE Systems должен получить дизель-энергетическую силовую установку и электротурбину, а его максимальная скорость будет превышать 27 узлов (50 км/ч). Широкая автоматизация, которую мы можем видеть на примере новейших авианосцев, достигнет пика на UXV Combatant: его экипаж должен составлять всего лишь 60 человек, что примерно сравнимо с численностью экипажа современных патрульных кораблей или корветов.

При этом корабль будет авианосцем лишь наполовину. Передняя его часть больше похожа на переднюю часть крейсера, эсминца или фрегата. UXV Combatant хотят оснастить, в частности, ракетами «корабль-воздух» и «корабль-корабль». В передней части можно заметить 155-ти миллиметровое орудие, которое могут использовать для поддержки наземного десанта или для борьбы с другими кораблями.

Читайте также »   Британский колёсный бронетранспортёр Saracen FV603

На момент презентации концепта корабль видели модульным. Это означает, что путем смены отсеков он мог бы исполнять роль и авианосца, и противолодочного корабля, и тральщика и базы снабжения для наземных соединений. Правда, уже в последние годы экспертам стало понятно, что популярная до недавнего времени модульная концепция боевых кораблей себя не оправдала.

Достаточно вспомнить датские патрульные катера типа «Флювефискен», которые создавались модульными, но на практике ими не стали. Дело в том, что съемные модули (с оружием или водолазным снаряжением) нужно где-то хранить и поддерживать в боеспособном виде, что требует инфраструктуры с денежных средств. Проще говоря, пока что концепция «многоразовых» кораблей оказалась технически сложной и дорогой. А как будет в будущем — покажет лишь время. 

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Авианосец будущего UXV Combatant от компании BAE Systems

Вообще же, представленный британцами концепт, скорее всего, так и останется концептом. Сейчас британское военное ведомство пытается экономить буквально на всем, что не в последнюю очередь связано с вводом в строй двух новейших авианосцев типа «Куин Элизабет». На них, кстати, тоже сэкономили.

Если ранее британцы хотели использовать катапульту, которая бы позволяла запускать с палубы тяжелые самолеты, то сейчас решили остановиться на трамплине, как на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Следовательно, планы по использованию F-35C тоже остались в прошлом, а выбор окончательно пал на самолеты F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Эти машины хоть и отличаются от большинства палубников малой радиолокационной заметностью, но имеют небольшой боевой радиус, что критично, если говорить о требованиях палубной авиации ВМС. 

Однако, видимо, Британии не дает покоя бывший статус «Владычицы морей». В 2015 году британская компания Starpoint представила концепт боевого корабля будущего Dreadnought 2050 (T2050), который можно назвать самым необычным «флотским» проектом современности. Сам концепт разработали по запросу Министерства обороны Великобритании.

Перед нами очень крупный корабль, созданный по схеме тримаран: он получил три соединенных в верхней части параллельные корпуса. Такую схему иногда используют для прогулочных или спортивных кораблей: она обеспечивает повышенную устойчивость и хорошие мореходные качества. Некоторые отсеки Dreadnought 2050 можно будет затопить для повышения ватерлинии, чтобы проводить операции, где нужна скрытность. В самой конструкции намерены широко применить новейшие композитные материалы, также уменьшающие заметность корабля. 

Обращает на себя внимание задняя часть, которая роднит проект с универсальными десантными кораблями. Там находится выдвижная аппарель, которую можно использовать для высадки морской пехоты. Dreadnought 2050 должен нести и БПЛА: причем для восполнения потерь корабль получит мастерскую с трехмерными принтерами, где беспилотники можно будет печатать.

Кроме этого, детище Starpoint получило специальный зонд, который связан с кораблем тросом из углеродных нанотрубок. На нем предложили установить мощный лазер с большим радиусом действия, который, вероятно, сможет выполнять функции ударного вооружения. По крайней мере, частично. Кроме этого разработчики предложили установить в передней части рельсотрон, так что Dreadnought 2050 должен стать настоящим кладезем новых технологий. 

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Концепт боевого корабля будущего Dreadnought 2050

Необычные решения можно встретить и внутри корабля. Рубка управления Dreadnought 2050 должна получить огромный голографический дисплей, где будет отображаться вся важнейшая информация о противнике и союзных силах. «Тотальная» информатизация и автоматизация позволит уменьшить численность экипажа корабля до 50 человек, что в разы меньше, если сравнивать с численностью экипажей современных эсминцев или фрегатов. Разработчики, впрочем, признают, что пока что многое из перечисленного лежит в разряде научной фантастики, и что конкретно удастся реализовать на практике — неизвестно. 

В целом, несмотря на неудачи «Замволта», тренд на малозаметность при создании боевых кораблей чересчур бросается в глаза. И, скорее всего, ведущие мировые державы не остановятся перед существующими трудностями.

Свое виденье «невидимки» ранее представили французы из небезызвестной компании DKNS. Еще в 2010 году они показали миру надводно-подводный корабль SMX-25. Предполагается, что фрегат сможет очень быстро добраться до любой точки планеты за счет высокой надводной скорости, которая составляет примерно 38 узлов или 70 километров в час.

Несмотря на то, что скорость SMX-25 в подводном положении будет заметно ниже — 10 узлов — удар по противнику предполагается наносить именно из подводного положения, обеспечивая тем самым максимальную скрытность. Над водой корабль будет двигаться с помощью газотурбинного двигателя, а под водой — при помощи электромоторов. Из вооружения SMX-25 будет нести 16 ракет, а также торпеды, размещенные в четырех торпедных аппаратах. Все это будет обслуживать предельно малочисленный экипаж из 27 человек. 

Водоизмещение корабля составит 3000 т, а длина — 109 м. О конкретных планах на будущее сейчас с уверенностью не возьмется судить никто, однако пока что SMX-25 — всего-навсего смелый концепт. Если что-то подобное и появится, то, скорее всего, не раньше 2030-х. 

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Проект надводно-подводного корабля SMX-25

Кстати, концепцию «ныряющих» кораблей разрабатывали в СССР. Еще в 50-е и 60-е советские инженеры активно работали над проектом малого погружающегося ракетного корабля проекта 1231. Примечательно, что автором и инициатором проекта считают тогдашнего генсека СССР Никиту Хрущева, который не отличался особой благосклонностью к флоту. Проект закрыли после ухода этого руководителя с политической сцены. По мнению экспертов, даже в случае, если Хрущев бы остался, такой корабль едва ли удалось бы построить и сделать эффективным оружием. 

Русское поле экспериментов

Что касается современных российских разработок, то их тяжело назвать революционными. Главным образом потому, что флот не находится в числе приоритетов. Куда важней для страны межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и авиационная составляющая. Но если уж говорить про ВМФ, то основные надежды России связаны с новыми подводными стратегическими лодками проекта 955 «Борей» и многоцелевыми проекта 885 «Ясень».

А также с перспективной многоцелевой субмариной «Хаски», которая в теории может стать первой в мире атомной субмариной пятого поколения, а также будет нести перспективные гиперзвуковые ракеты «Циркон», о которых пока что мало известно. Но, в теории, применение гиперзвуковых ракет может дать флоту России огромные плюсы, так как перехватить такую ракету после старта будет очень тяжело, либо даже невозможно. 

Проект российского авианосца будущего заслуживает отдельного рассмотрения, однако сейчас можно отметить несколько важных вещей:

  • Во-первых, едва ли данный корабль задумывается как некий скачок в развитии в контексте всего мирового судостроения. Опыт применения в Сирии «Адмирала Кузнецова» не благоприятствует смелым экспериментам.
  • Во-вторых (и это даже важней) текущая экономическая ситуация явно не повышает шансы на скорое начало строительства корабля. Скорее всего, Россия вообще откажется от полноценных авианосцев, сделав ставку на упомянутые выше подлодки и «москитный» флот — малые корабли, такие как корветы проекта 20380.

Какими будут боевые корабли через 50 лет
Проект российского авианосца

В заключение можно отметить, что надводные корабли будущего будут развиваться в нескольких основных направлениях:

— уменьшение заметности;
— оснащение кораблей гиперзвуковым оружием;
— более активное применение БПЛА, в том числе — ударных;
— использование оружия на «новых физических принципах», такого как боевые лазерные системы или рельсотроны;
— увеличение функциональных возможностей. Объединение в одном корабле боевых единиц сразу нескольких классов (авианосец, эсминец, фрегат, судно поддержки);
— широкая автоматизация, уменьшение численности экипажа.

/Илья Легат, topwar.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *